www.dkcenter.ru
Информационно-аналитическое сетевое издание

Дальневосточного консалтингового центра

Выборы Госдумы-2016: работа над ошибками Выборы Госдумы-2016: работа над ошибками

Представители РАПК подвели итог электоральной кампании, завершающей политический сезон года

Выборы-2016: региональный аспект Выборы-2016: региональный аспект

Наиболее сложная задача стоит перед партией «Единая Россия». В условиях актуализации кризисной повестки и делегитимации власти необходимы стабилизация ситуации в экономике и формирование позитивных ожиданий.

Выборы-2016: мнения специалистов Выборы-2016: мнения специалистов

18 марта состоялось открытие III Конгресса Российской ассоциации политических консультантов (РАПК)


Авторизация


Оценка деятельности Правительства Хабаровского края

Оценка деятельности Правительства Хабаровского края

24.02.2015

Дальневосточный консалтинговый центр (ДКЦ) с 10 по 20 февраля 2015 года провел комплексное исследование деятельности членов Правительства Хабаровского края за период 2014 - начало 2015 года. Исследование включало в себя экспертную оценку деятельности членов Правительства края по стандартизированной анкете (состояние на 10.02.2015; источник - сайт Правительства региона), серию глубинных интервью и мониторинг деятельности членов Правительства в СМИ с использованием информационно-аналитической системы «Медиалогия».

В экспертном опросе участвовало десять экспертов. В общий массив обработки данных экспертного опроса попали оценки пяти экспертов (крайние экспертные оценки были удалены из общего массива данных). В таблице представлены результаты стандартизированного экспертного опроса (N=5). Индикаторы имели десятибалльную шкалу, где: «1» – минимальное значение индикатора, «5» – среднее значение индикатора и «10» - максимальное значение индикатора. Все показатели округлены до целых значений.

Экспертная оценка результатов деятельности членов Правительства Хабаровского края направлена на повышение открытости их публичной работы в целях создания нового качества региональной власти и эффективной кадровой политики губернатора. Оценки определялись с позиции целедостижения и отражают соответствие управленческой организации внешним условиям.

Итоги исследования публикуются в кратком варианте в информационно-аналитическом сетевом издании ДКЦ – www.dkcenter.ru. Полный текст исследования войдет в закрытый доклад «Оценка социально-политической ситуации в Хабаровском крае».

Проведенное исследование показало, что по формальным показателям эффективности деятельности (реализация планов социально-экономического развития; низкий уровень безработицы; низкий ранг риска  в  вопросе  инвестиционной привлекательности; естественный прирост населения и ряд других) Правительство Хабаровского края находится не только на лидирующих позициях в ДФО, но и входит в пул высокорейтинговых политико-административных структур управления в Российской Федерации.

Также к показателям эффективности работы Правительства Хабаровского края эксперты Дальневосточного консалтингового центра (ДКЦ) отнесли его способность оперативно решать задачи, поставленные перед региональной властью федеральным руководством. В частности, это касается актуальных результатов, достигнутых на сегодняшний день при реализации «майских Указов» Президента РФ В.В.Путина. К примеру, отмечено, что в Хабаровском крае уже выполнены все основные показатели Указа Президента № 598 в сфере здравоохранения. Кроме того, к концу 2014 года в регионе на 99,5% удовлетворены потребности населения в услугах дошкольного образования детей. В целом по России Хабаровский край находится в числе лидеров по реализации «майских Указов» в экономике, социальной сфере и сфере ЖКХ. Эксперты также отмечают снижение бюрократических барьеров при реализации бизнес-проектов и улучшение в регионе условий для предпринимательской деятельности.

Председатель Правительства – Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт занимает хорошие позиции в федеральных рейтингах (например, «Рейтинг эффективности губернаторов» ФоРГО - 13-место - группа «очень высокий рейтинг»), и, по мнению наблюдателей, намерен и дальше их укреплять с целью переизбрания на третий срок. В этой связи можно предположить дальнейшие кадровые изменения в управленческой команде Губернатора.

Следует отметить, что в период кадровой ротации, используя необходимость реформирования структуры управления, в период с 2010 по 2015 год Губернатор сформировал максимально лояльный к себе пул чиновников Правительства Хабаровского края. За последний год Вячеславу Шпорту удалось окончательно расстаться с кадровым наследием своего предшественника.

В целом, Правительство Хабаровского края выгодно отличает от других субъектов ДФО высокий профессионализм руководителей, необходимый и достаточный опыт работы его членов на ответственных должностях государственного управления. При этом основным недостатком работы большинства членов кабинета Правительства является низкая открытость и прозрачность административной деятельности. Не следует забывать, что данный фактор является определяющим для становления эффективного политико-административного управления, поскольку без него управленческая система становится потенциальным источником коррупции и злоупотреблений властью, в результате чего реальная ответственность чиновников может стремиться к нулевой отметке.

Анализ персонального и кадрового состава Правительства Хабаровского края показал отсутствие наблюдавшейся ранее клановости в руководстве. Фактически, с уходом зампреда Андрея Базилевского (январь 2015), являвшегося представителем «ближнего круга» экс-полпреда в ДФО Виктора Ишаева, традиционная для края клановость была  дезавуирована. С этого момента наступил новый этап формирования неформальных групп влияния в руководстве региона. Эксперты не исключают и дальнейшей ротации руководителей, связанной, главным образом, с необходимостью обновления команды по возрастному признаку.

По сути, сегодня в Правительстве Хабаровского края в числе самых влиятельных лиц находятся представители «ближнего круга» самого Губернатора Вячеслава Шпорта. Прежде всего, это руководители, с которыми он работал ранее и давно знаком лично, в том числе, по деятельности в Государственной Думе РФ.

Данная группа лиц имеет высокие оценки деятельности: заместитель Председателя Правительства края – руководитель аппарата Губернатора и Правительства края Мкртычев Аркадий Николаевич («Профессионализм в сфере компетенций» - 9 баллов, «Результативность работы» - 8 баллов); вице-губернатор Хабаровского края Щетнёв Сергей Вениаминович («Профессионализм» - 8 баллов, «Результативность работы» - 8 баллов) и первый заместитель Председателя Правительства края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики Брусникин Николай Юрьевич («Профессионализм» - 8 баллов, «Результативность работы» - 8 баллов).

В группу стратегически важных для губернатора профессионалов, руководителей с высокими оценками, эксперты отнесли: первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Левинталя Александра Борисовича («Профессионализм» - 10 баллов, «Результативность» - 9 баллов); заместителя Председателя Правительства края – министра экономического развития края Калашникова Виктора Дмитриевича («Профессионализм» - 9 баллов, «Результативность» - 8 баллов); министра здравоохранения края Витько Александра Валентиновича («Профессионализм» - 9 баллов, «Результативность» - 8 баллов). При этом эксперты не исключают скорой отставки первого заместителя Александра Левинталя, связанной с его возможным новым кадровым назначением в Еврейскую автономную область на должность и.о. губернатора.

Также высокие оценки по критериям профессионализма и результативности имеют первый заместитель Председателя Правительства края - руководитель представительства Правительства Хабаровского края при Правительстве Российской Федерации Пешин Максим Леонидович, заместитель Председателя Правительства края – министр финансов края Кацуба Александр Станиславович и заместитель Председателя Правительства края по вопросам безопасности Ильц Иван Егорович (8 и 8 баллов соответственно).

По данным экспертных оценок, высокие оценки профессионализма и оценки результативности работы выше среднего имеет министр образования и науки края Кузнецова Алла Геннадьевна (8 и 7 баллов соответственно), и исполняющий обязанности министра имущественных отношений Чукалкин Андрей Яковлевич (8 и 6 баллов соответственно).

Недавние назначения министра международного и межрегионального сотрудничества Вячеслава Дианова и министра инвестиционной и земельно-имущественной политики края Чайка Юрия Афанасьевича не позволили экспертам в полной мере оценить результативность работы и профессионализм этих чиновников. Однако, их послужной список и компетентные навыки позволяют поставить им оценки выше среднего по критерию профессионализма – 7 баллов.

В группу членов кабинета Правительства Хабаровского края с оценками выше среднего попали: министр Хабаровского края - управляющий делами Губернатора и Правительства края Тюлькин Виталий Константинович (7 и 7 баллов); заместитель Председателя Правительства края по вопросам топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Литвинчук Анатолий Алексеевич и его коллега министр жилищно-коммунального хозяйства Тюрин Дарий Викторович (у обоих 7 и 6 баллов соответственно); заместитель Председателя Правительства края по вопросам внутренней политики Марценко Виктор Васильевич (7 и 6 баллов); заместитель Председателя Правительства края – министр природных ресурсов края Шихалёв Василий Михайлович (7 и 6 баллов); заместитель Председателя Правительства края - министр сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края Яц Александр Петрович (7 и 6 баллов); и.о. заместителя Председателя Правительства края - министра промышленности и транспорта края Ивашкин Сергей Иванович (7 и 6 баллов); и.о. заместителя Председателя Правительства края - министр культуры Хабаровского края Федосов Александр Вячеславович (6 и 6 баллов); заместитель Председателя Правительства края по вопросам социального развития Чаюк Владимир Тимофеевич (6 и 6 баллов); министр информационных технологий и связи Хабаровского края Уваров Павел Николаевич (7 и 6 баллов); министр социальной защиты населения Хабаровского края Цилюрик Николай Иванович (7 и 6 баллов); министр строительства Хабаровского края Чурсин Олег Юрьевич (6 и 6 баллов).

При этом наиболее неоднозначные оценки свой деятельности среди экспертов получили Виктор Марценко, руководящий внутренней политикой края, и недавно назначенный министр строительства Олег Чурсин. Если высокий «разброс» оценок Олега Юрьевича можно объяснить недавним назначением (19 декабря распоряжением губернатора края он сменил возглавлявшего тогда данное министерство Николая Кравчука) и «своеобразным взлетом по состоянию здоровья», то неоднозначные оценки Виктора Васильевича эксперты ДКЦ трактуют как разрыв между формальным и фактическим положением дел во внутренней политике края. Напомним, в начале февраля 2015 года более 50 человек, представляющих многодетные семьи Хабаровского края, провели митинг у здания регионального правительства. Протестующие тогда объявили о своей готовности начать голодовку в случае, если Правительство края не примет мер по выполнению их требований.

Фактически усложняющаяся политическая ситуация, отмеченные очаги роста социальной напряженности, необходимость не только реагировать, но и просчитывать наперед и предотвращать негативные социально-политические явления, а также технический характер управления внутренней политикой, несмотря на огромный опыт Виктора Марценкова на ответственных должностях государственного управления, и предопределил его итоговые оценки в рейтинге.

Аутсайдеры рейтинга имеют средние оценки и оценки ниже среднего. По результатам экспертизы министр спорта и молодежной политики Хабаровского края Чупров Николай Михайлович получил по критерию «профессионализм» - 5 баллов; по критерию «результативность» - 5 баллов. И.о. заместителя Председателя Правительства края – руководитель представительства Правительства края в г. Санкт-Петербурге Сарычев Павел Ирекович получил по критерию "профессионализм" оценку 5 баллов, по критерию "результативность работы" оценку 4 балла.

Необходимо отметить, что  большинство экспертов в качестве  варианта  оптимизации бюджетных расходов на содержание Правительства Хабаровского края высказывает предложение по сокращению или сворачиванию представительства края в городе Санкт-Петербурге. Поскольку существенных оснований для такого представительства в городе, где отсутствуют головные структуры основных федеральных органов власти, нет.

Эксперты, принявшие участие в исследовании по стандартизированной анкете:
Ярулин И.Ф., д. полит. наук, ТГУ;
Песцов С.К., д. полит. наук,  ДВФУ;
Калита В.В., к. п. н., ДВФУ;
Ханас П.Д., политический консультант, ДКЦ;
Чернов А.В., политолог, ДКЦ.  








Оценка динамики социально-экономической ситуации в Приморском крае 30.03.2016 Оценка динамики социально-экономической ситуации в Приморском крае

В соответствии с данными  проведенного опроса 34,2 %  респондентов считают, что социально-экономическая ситуация в Приморье практически не меняется.

Второй рейтинг эффективности законодательных собраний ДФО 18.02.2016 Второй рейтинг эффективности законодательных собраний ДФО

Рейтинг эффективности работы законодательных органов ДФО характеризуется относительно высокой динамикой изменения их позиций в общем рейтинге и показателей эффективности отдельных парламентов

Рейтинг эффективности депутатов ЗСПК 07.02.2016 Рейтинг эффективности депутатов ЗСПК

Основным субъектом законодательных инициатив остаются комитеты Законодательного Собрания.  При этом почти в два раза увеличилась доля базовых законов.



Медиа-присутствие