www.dkcenter.ru
Информационно-аналитическое сетевое издание

Дальневосточного консалтингового центра

Выборы Госдумы-2016: работа над ошибками Выборы Госдумы-2016: работа над ошибками

Представители РАПК подвели итог электоральной кампании, завершающей политический сезон года

Выборы-2016: региональный аспект Выборы-2016: региональный аспект

Наиболее сложная задача стоит перед партией «Единая Россия». В условиях актуализации кризисной повестки и делегитимации власти необходимы стабилизация ситуации в экономике и формирование позитивных ожиданий.

Выборы-2016: мнения специалистов Выборы-2016: мнения специалистов

18 марта состоялось открытие III Конгресса Российской ассоциации политических консультантов (РАПК)


Авторизация


Второй рейтинг эффективности законодательных собраний ДФО

Второй рейтинг эффективности законодательных собраний ДФО

18.02.2016

ВТОРОЙ РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ДФО (февраль 2016)

Дальневосточный консалтинговый центр (ДКЦ) публикует второй рейтинг эффективности работы законодательных органов власти ДФО. Составленный рейтинг описывает деятельность законодательных собраний Дальневосточного федерального округа в период с сентября 2015 по февраль 2016 года. В рейтинге каждое законодательное собрание субъекта ДФО имеет интегральный балл, который является показателем эффективности, отдельно проведена оценка председателей региональных парламентов. Исследование проведено специалистами ДКЦ.

Публикация рейтинга эффективности депутатов направлена на повышение открытости деятельности законодательных органов власти ДФО и призвана стимулировать их законотворческую и социально-политическую активность.

В данном исследовании эффективность деятельности законодательных собраний понимается в самом широком смысле, как результативность действий, призванных обеспечить достижение целей принимаемых политических решений и оптимизацию уровня конфликтности в той или иной сфере общественной жизни. Эффективным называется то законодательное собрание, деятельность которого приводит к принятию решений, способствующих социальному и экономическому развитию региона, а также стабильному политическому функционированию региональных политических систем.

Краткое описание методики исследования:

Данный рейтинг является интегральным и составлен на основе: 1. Экспертных оценок (20 индикаторов); 2. Данных опросов общественного мнения, проведенных ДКЦ (Дальневосточным консалтинговым центром); количественных и качественных показателей законодательной деятельности законодательных собраний ДФО (источник – официальные сайты и/или информация, любезно предоставленная Председателями отдельных парламентов субъектов ДФО); 3. Качественных и количественных показателей сообщений в СМИ о деятельности законодательных собраний; медиарейтинга глав законодательных органов субъектов Российской Федерации, подготовленного компанией «Медиалогия».
Максимально возможным интегральным баллом эффективности является – 100 баллов.

Результаты исследования:


Основные выводы:


1. Второй рейтинг эффективности работы законодательных органов ДФО характеризуется относительно высокой динамикой изменения их позиций в общем рейтинге и показателей эффективности отдельных парламентов. При этом неизменным остается лидер рейтинга - Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

2. По данным исследования наиболее эффективным законодательным собранием ДФО является Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), интегральный балл – 65. Отличительной особенностью в деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) являются законодательные инициативы федерального уровня и пассионарность (высокая законотворческая и общественно-политическая активность) народных депутатов республики. За период деятельности пятого созыва Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии выдвинутые им три законодательные инициативы обрели силу федеральных законов, еще несколько предложений о внесении изменений в федеральное законодательство находятся в разработке ГД РФ. Экспертами отмечается высокий лоббистский потенциал Госсобрания, как на уровне региона, так и на уровне федеральной власти. Отсутствие внутриполитический конфликтов и конструктивная работа комитетов делают парламент Якутии одним из сильнейших в ДФО.

3. Второе место в рейтинге занимает Законодательное Собрание Приморского края – интегральный балл - 50. Законотворческая и социально значимая деятельность ЗСПК значительно возросла в сравнении с предыдущим периодом исследования (сентябрь 2014-июнь 2015 года). ЗСПК способно влиять на региональную политику, опираясь на инициативы администрации края. В законотворческой деятельности депутаты ЗСПК ориентированы на экономические эффекты принимаемых решений, имеющие немаловажное значение для развития Приморья и ДФО в целом.

4. Третье место в рейтинге занимает Законодательное Собрание Камчатского края – интегральный рейтинг - 44. Депутатским корпусом Камчатки в 2015 году принят 171 закон на 9 рабочих сессиях. При этом основное внимание было уделено принятию нормативных актов, направленных на социальную защиту населения полуострова. Около 20 % составили законы по государственному и муниципальному строительству, еще порядка 20% относились к сфере экономики. Большой резонанс не только в масштабах России, но и за рубежом имело последовательное продвижение камчатскими депутатами закона о запрещении дрифтерного промысла на федеральном уровне, который был принят и подписан Президентом Владимиром Путиным летом 2015 (еще в 2009 году ЗС КК под руководством Бориса Невзорова начало борьбу за запрет дрифтерного промысла). Вместе с тем, надо отметить, что значительный акцент в работе парламентариев Камчатки, в минувшем году, делался на утверждение законотворческих инициатив губернатора и краевого правительства: в известной степени это ограничивало потенциал депутатского корпуса, как самостоятельного субъекта внутренней региональной политики.

5. Четвертое и пятое место в рейтинге делят Законодательное Собрание Еврейской автономной области и Сахалинская областная Дума.

6. Отмечается значительный рост рейтинга эффективности Законодательного Собрания Еврейской автономной области – интегральный балл 42. 87 законов, принятых во втором полугодии 2015 года по инициативе депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономии, свидетельствуют о достаточно высоком потенциале регионального парламента с точки зрения нормотворческой деятельности. Одним из факторов, которые оказывают позитивное влияние на эффективность работы заксобрания, служат деловые и профессиональные качества его председателя Анатолия Тихомирова. Вместе с тем, в целом степень влияния депутатского корпуса на происходящие в регионе политические и социально-экономические процессы ограниченна. В официальных пресс-релизах о работе ЗС ЕАО доминируют сообщения об участии депутатов в мероприятиях церемониального характера, награждениях и выполнении ими иных представительских функций, в то время, как информация о собственно законотворческой деятельности и ее конкретном содержании представлена слабо.

7. Работа Сахалинской областной Думы характеризуется наличием отлаженных административных механизмов. При этом по большинству вопросов внутренней и региональной политики депутатский корпус идет на полное сотрудничество с администрацией области, по существу являясь проводником политики губернатора.

8. Магаданская областная Дума – интегральный балл 38. При оценке эффективности Магаданской областной Думы учитывалось, что ее новый, VI созыв, был избран в сентябре минувшего года, что обусловило в его работе акцент на решение вопросов структурного характера. Вместе с тем, в деятельности думы явно прослеживается ориентация на решение социально значимых вопросов территории. Дополнительным фактором, укрепляющим позицию магаданского парламента нового созыва, стало избрание его председателем Сергея Абрамова, который имеет значительный опыт административной работы в должности мэра города Магадана.

9. Седьмую и восьмую позицию в рейтинге делят между собой Законодательная Дума Хабаровского края и Законодательное Собрание Амурской области – интегральный балл 36. Недостаточная эффективность парламентов в данных субъектах федерации требует их переформатирования, как в части депутатского состава, так и в части механизмов административной работы, а также механизмов легального согласования политических интересов в рамках общественно значимых направлений деятельности.

10. Парламент Чукотки занимает последнюю строчку в рейтинге. После ухода в 2013 году из его состава Романа Абрамовича эффективность и политический авторитет этого представительного органа неуклонно снижались, а в работе депутатов становился все более заметным формальный подход. Безусловно, политические перспективы есть у председателя Думы Валентины Рудченко, которая в ноябре 2015 года возглавила региональное отделение партии «Единая Россия», однако, в целом деятельность депутатов нынешнего созыва имеет нисходящую траекторию (выборы нового состава состоятся в сентябре 2016). Низкий уровень законотворческой инициативы депутатского корпуса обусловил и крайне низкую медиаактивность Думы. Это делает процесс принятия законов в регионе фактически закрытым и препятствует созданию эффективных обратных связей в системе «власть-население».

11. Деятельность депутатов отдельных парламентов (Камчатка, Приморский край, ЕАО, ЧАО, Амурская область) в рассматриваемый период проходила на фоне скрытой организационной подготовки к выборам в парламенты, назначенным на сентябрь 2016 года.

12. В исследуемый период серьезное влияние на деятельность законодательных собраний оказывали их председатели. Наиболее влиятельными и эффективными председателями собраний являются Горчаков Виктор Васильевич - Законодательное Собрание Приморского края и Жирков Александр Николаевич - Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (разница в показателях интегральных баллов минимальная).

13. Лидирующие позиции в рейтинге эффективности Председателей законодательных собраний ДФО занимает Председатель Законодательного Собрания Приморского края Горчаков Виктор Васильевич (интегральный балл 88) – Президент РФ Владимир Путин в 2015 году отметил Почетной грамотой Председателя Законодательного Собрания Виктора Горчакова за активную законотворческую деятельность, многолетнюю добросовестную работу и значительный вклад в развитие Приморья. По данным экспертных оценок, он входит в пятерку лиц, участвующих в принятии решений на уровне региона.

14. На второй позиции с минимальным отрывом от лидера стоит Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Жирков Александр Николаевич (интегральный балл 86). Солидный политический вес в процессах принятия решений (второй человек в республике), профессиональное знание социально-экономической ситуации в регионе, активная законотворческая деятельность и высокий уровень одобрения деятельности со стороны населения являются основными причинами высокой эффективности Председателя Государственного Собрания Якутии. По количеству сообщений в федеральных и региональных СМИ о своей деятельности Александр Жирков в исследуемый период занимает первое место.

15. Третье место в рейтинге занимает Председатель Законодательное Собрание Еврейской автономной области Тихомиров Анатолий Федорович (интегральный балл 70). Основными характеристиками руководителя парламента ЕАО являются высокий политический вес, влиятельность и относительно высокая медиаактивность.

16. Нулевой рейтинг эффективности имеет Председатель Законодательной Думы Хабаровского края Виктор Чудов, который в июне 2015 года был арестован по обвинению в хищении средств, выделенных на строительство космодрома "Восточный", и находится под стражей.

Петр Ханас
Директор ДКЦ, политический консультант 18.02.2016

Список экспертов: Андросов Михаил (ИА «Каминформ»); Калита Виталий (к.п.н., Дальневосточный федеральный университет); Песцов Сергей (д.п.н., Дальневосточный федеральный университет); Пронякин Константин (политический обозреватель, учредитель ИА "Дебри-ДВ"); Сарашевская Елена (Главный редактор Газета (интернет-издание) «Биробиджанер штерн»); Ханас Петр (политический консультант, Директор ДКЦ); Хоменко Евгений (Главный редактор Газеты (интернет-издание) «Ди Вох»); Чернов Андрей (политолог); Ярулин Илдус (д.п.н., Тихоокеанский государственный университет).

Оценка динамики социально-экономической ситуации в Приморском крае 30.03.2016 Оценка динамики социально-экономической ситуации в Приморском крае

В соответствии с данными  проведенного опроса 34,2 %  респондентов считают, что социально-экономическая ситуация в Приморье практически не меняется.

Второй рейтинг эффективности законодательных собраний ДФО 18.02.2016 Второй рейтинг эффективности законодательных собраний ДФО

Рейтинг эффективности работы законодательных органов ДФО характеризуется относительно высокой динамикой изменения их позиций в общем рейтинге и показателей эффективности отдельных парламентов

Рейтинг эффективности депутатов ЗСПК 07.02.2016 Рейтинг эффективности депутатов ЗСПК

Основным субъектом законодательных инициатив остаются комитеты Законодательного Собрания.  При этом почти в два раза увеличилась доля базовых законов.



Медиа-присутствие